Во что одеваться женщинам в Кыргызстане: ответы мужчин и одной религиозной женщины

Новостное агенство 24.kg провело опрос активистов мужского пола и одной религиозной женщин об их мыслях о женской одежде.  Было бы интересно сделать аналогичный опрос о мужской одежде… Подход к теме очень интересный: мужчины решают, что препочтительнее носить женщинам. Главный вопрос: “Во что бы вы одели свою дочь?”. Мне почему-то представилась умилительная сцена отца, который одевает свою годовалую дочку для похода на прогулку… А оказалось, что варианты одежды – это хиджабы и мини-юбки. Иного не дано. 

Авторы этой заметки – довольно непохожие люди. Но когда их спросили, как предпочтительнее одеваться женщинам – в мини-юбки или хиджабы, они, не сговариваясь, выбрали первое. Наверное, это и помогло им преодолеть привычку к индивидуальному творчеству и образовать временный тандем. Понятно, что в собеседники себе они выбрали мужчин. Но, вспомнив о наболевших гендерных вопросах, восстановили половое равенство. Во время опроса представителей местного истеблишмента о предпочтениях в женской одежде авторы увидели, что кого-то вопросы о хиджабах и мини-юбках наводят на мысль о глобальном противостоянии Востока и Запада, кого-то – на думы о женской эмансипации, а кто-то, говоря об этом, намеревается попасть в рай. 

 

Алишер Мамасалиев, лидер Общественного объединения «Гражданская платформа»:

 

– Мне нравятся девушки и в хиджабах, и в мини-юбках, но я бы предпочел, чтобы моя дочка носила именно мини-юбку. Мне кажется, мы должны тянуться к европейской культуре и светскому образу жизни. Это поможет нам влиться в европейское сообщество. Мне ближе европейская культура, а значит, и мини-юбка.

 

Эдиль Байсалов, лидер Коалиции «За демократию и гражданское общество»:

 

– Каждая женщина должна сама сделать этот выбор – носить ей хиджаб или мини-юбку. Время порабощения слабого пола закончилось. Кыргызская женщина свободна. Отказывать ей в равных правах с мужчинами – это варварство. Арабский мир отстает в развитии, потому что 50 процентов женского населения этих стран неграмотны. Не может государство «лететь с одним крылом». А в Кыргызстане есть люди, желающие подрезать крылья стране. У нас есть мужчины, которые боятся свободной женщины, потому что она может оказаться умнее и лучше их. Я против хиджабов, потому что они не имеют ничего общего с истинным мусульманством. Моя дочь тоже сама решит, что ей носить – мини-юбку или хиджаб.

 

Темиркан Субанов, заместитель министра внутренних дел Кыргызстана:

 

– Одежда женщины должна быть такой, чтобы было видно, что она – женщина. Одеяние не должно скрывать ее красоты. Мои дочери должны сами решать, во что им одеваться. У кыргызов не было такого элемента одежды, как хиджаб. Дочки сами определятся со вкусами, и на них никто не должен оказывать влияния в этом вопросе.

 

Турсунбай Бакир уулу, омбудсмен Кыргызстана:

 

– Я против слепого заимствования женской одежды Ближнего Востока – Объединенных Арабских Эмиратов, Ирана и Пакистана. Я за то, чтобы наши женщины носили одежду, как наши мамы и бабушки – национальную. Женщины должны отличаться не демонстрацией оголенных частей тела – они почти у всех одинаковы, а нравственностью и умом. Сейчас моя дочка носит юбки средней длины. Но думаю, что когда она станет старше, будет носить более длинные.

 

Турсунбек Акун, глава комиссии по правам человека при президенте Кыргызстана:

 

– Мне не нравятся ни мини-юбки, ни хиджабы. Я люблю одежду, которую надевают нормальные приличные девушки. Чтобы она скрывала все части, которые обычно оголяются. Я мусульманин, и мне нравится мусульманская одежда. Но у кыргызов есть свои обычаи. Свою дочку я бы одел в национальные наряды. Я не Турсунбай Бакир уулу, который за хиджабами гоняется.

 

Тойгонбек Калматов, директор Государственного агентства по делам религий при правительстве Кыргызстана:

 

– Предпочитаю и уважаю светский вариант женской одежды. Это было в традициях кыргызского народа на протяжении всех веков его существования. Что касается права фотографировать женщин на документы в хиджабах, то почему бы и нет? Но не надо всех заставлять или уговаривать поступать именно так. Я хотел бы, чтобы моя дочь вышла замуж за светского человека. Но было бы неплохо, если бы он знал законы шариата, обычаи и традиции кыргызов и уважал их.

 

Алмазбек Атамбаев, премьер-министр Кыргызстана.

 

– Надо исходить из принципа свободы вероисповедания. Люди вправе требовать себе право фотографироваться на документы в головных уборах.


Эльмира Рахманкулова, заместитель председателя Прогрессивного общества женщин «Мукаталим».

 

– Я мусульманка и стараюсь жить по законам Корана. В 59-й суре говорится, что женщина должна скрывать все части тела, кроме овала лица и рук. Я не хотела ради фотографии на паспорт открывать голову и показывать волосы. 

 

Омурбек Текебаев, лидер партии «Ата-Мекен», депутат Жогорку Кенеша Кыргызстана:

 

– Во всем требуется рациональный подход. Прическа меняет облик женщины намного сильней, чем хиджаб. Последний сравним с однообразным обрамлением лица, он не меняет его черт. Поэтому с прагматической точки зрения хиджаб не подорвет паспортную систему. Носить хиджаб или мини-юбку – это личное дело каждой. Никто из моих родных хиджаб не носит – наверное, не хотят. Не хотел бы только, чтобы моя дочь одевалась вызывающе. Это меня беспокоит больше, чем хиджаб.

 

Нурлан Мотуев, лидер Патриотического движения «Жоомарт»:

 

– Мне нравится, когда женщины одеваются в хиджабы, и все их постыдные места прикрыты. И я приветствую решение правительства Кыргызстана, разрешившее женщинам фотографироваться на паспорт в хиджабах. Две мои дочери живут в Соединенных Штатах и одна в Кыргызстане. Я всех их заставлю ходить в хиджабах. Даже в США. Пророк Мухаммед говорил, что если человек вырастит трех достойных дочерей, он попадет в рай. А я хочу попасть в рай!      

Leave a Reply

